Реализация принципа преемственности - Н. А. Ковалек, директор лицея №64


^ Реализация принципа преемственности

на различных этапах образовательного процесса НШДС


«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 292» осуществляет обучение детей на основе преемственности, подготовку их к школе и успешную адаптацию в среднем звене основной школы.

Приоритетным направлением НШДС для воспитанников и учащихся является развитие речи – на основе программ коррекционного обучения для специального коррекционного детского сада и школы, так как наши воспитанники имеют тяжелую речевую патологию.

Единицей общеобразовательного процесса в НШДС выступает учебно-воспитательная ситуация, обеспечивающая готовность выпускников к дальнейшему обучению, формирование нравственных и творческих качеств, ценностных ориентаций, познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности. Учебно-воспитательная ситуация строится на основе принципов: деятельности, целостного представления о мире, непрерывности, психологической комфортности, вариативности, творчества, гармонии.

Исходя из «веера целей», в НШДС создана двухступенчатая структура образовательного процесса, включающая дошкольное образование (дети от трех до семи лет) и начальную школу. Оптимальное сочетание педагогических технологий обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, развитие речи, творческого потенциала воспитанников и обучающихся, их готовность к непрерывному образованию: на первой ступени – пробуждение души и раскрытие творческого потенциала ребенка, на второй – поиск себя и способность адаптироваться в меняющейся социокультурной и экономической среде.

Достижение целей осуществляется на интегративной основе активными методами обучения: логоритмика, танцетерапия, сказкотерапия, арттерапия, театральная и игровая деятельность, музыкальное и физическое воспитание, оздоровительные мероприятия. Опыт социальной деятельности приобретается также через клуб «Родничок» во взаимодействии с детской организацией «Ровесник» на базе школы № 32.

Преемственность начального и среднего образования реализуется во взаимодействии педагогических коллективов НШДС № 292 и средней школы № 32, где продолжают обучение выпускники НШДС в среднем звене.

Это дает возможность подготовить детей к обучению в других общеобразовательных школах. В 2005 году из 82 воспитанников продолжают обучение в НШДС – 49 детей, обучаются в общеобразовательных школах – 29, в специальной коррекционной школе VIII вида – три человека, в коррекционной школе-интернате V вида № 19 – один. Наши воспитанники показывают успешную адаптацию к обучению в различных образовательных учреждениях.


Н.Н. Ломакина, М.В. Аксенова


Преемственность дошкольного и начального общего образования

как условие адаптации ребенка к школе

(из опыта работы студии раннего развития детей)


Проблема адаптации детей к школе – одна из самых серьезных на этапе дошкольного образования. Полноценная адаптация возможна лишь при соблюдении его преемственности с начальной школой.

Цель работы студии раннего развития детей «Муравьишка» – освоение учебной деятельности на основе формирования у детей различных знаний об окружающем мире, стимулирования их коммуникативной, познавательной, игровой активности, развития компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение в различные формы сотрудничества; обеспечение эмоционального благополучия, творческого самовыражения.

В целях преемственности обучения детей в студии раннего развития и начальных классах общеобразовательной школы выделены педагогические приоритеты:

– преобладание игровых приемов при формировании учебной деятельности;

– личностно-ориентированный подход в образовании;

– ориентировки педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.

Условия для успешной адаптации ребенка к школе включают специальное обучение родителей. Для этого в студии раннего развития работает «Родительский клуб», занятия которого ведет психолог.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка – проведение диагностики, работа с ее результатами – также необходимое условие адаптации ребенка к школьному обучению.

Кроме того, в студии раннего развития закладываются основы успешного формирования информационной культуры будущих школьников.

^ 2. Преемственность начального и основного общего образования


А.В. Завалько


Преемственность уровней образования

по вопросам предупреждения школьной дезадаптации


Работа по предупреждению школьной дезадаптации учащихся 1-х и 5-х классов реализуется во взаимодействии школы № 41 и детского сада № 38, с которым школа сотрудничает много лет. Предупреждение школьной дезадаптации осуществляется в рамках основной идеи преемственности между начальной школой и детским садом.

Известно, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях.

Школьная дезадаптация – это нарушение приспособляемости личности школьника к сложившимся и изменяющимся условиям обучения, а значит, она возникает вследствие нарушения принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

Для предупреждения дезадаптации ведется согласование деятельности воспитателей и учителей по профилактике нарушений приспособляемости детей к новым условиям школьного обучения и воспитания. Далее идет согласованная реализация действий социально-психологической службы школы, педагогов начальной ступени образования с учителями основной школы по предупреждению отклонений от адекватной способности ребенка к учебной деятельности.

Преемственность основного содержания уровней образования предусматривает:

В детском саду – развитие когнитивных процессов у дошкольников, регуляторов самоуправления (выполнения правил поведения, понимания установок воспитателя, произвольность поведения). Развитие любознательности, познавательной активности и интересов, мотивационной готовности к школе, развитие коммуникативности. Осуществляется работа с семьями будущих школьников с целью создания адекватного отношения к учебной деятельности ребенка.

В начальной школе – развитие познавательной, мотивационной и волевой сфер личности, сферы общения и нравственных ценностей, личностных параметров развития школьника, овладение необходимыми компонентами учебной деятельности.

В основной школе содержание образования соотнесено с начальной ступенью и представляет собой качественно новый уровень развития личности ребенка.

Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности также реализуют преемственность трех образовательных ступеней:

– в дошкольном образовании – образовательные занятия, занятия «неурочного типа» (экскурсии в школу); игры для развития двигательной активности, психомоторики, психических процессов; консультации школьного психолога;

– в начальном и основном общем образовании: развивающие уроки, психолого-педагогическая диагностика, консультации школьного психолога, социального педагога школы; психопрофилактика учащихся; психолого-педагогические консилиумы; логопедические занятия; обучение педагогов; просвещение родителей.

В результате среди учащихся 1-х классов в среднем 38 % относятся к группе дезадаптированных детей, и этот процент год от года снижается. Диагностики показывают также, что даже в 5-х классах количество дезадаптированных детей, посещавших детский сад, в пять раз меньше по сравнению с детьми, получившими домашнее образование. На основе данных результатов можно говорить об эффективности преемственности базовых уровней образования в предупреждении школьной дезадаптации.


Л.П. Герман, А.С. Остроушко


Актуальные подходы к организации взаимодействия

начального и основного общего образования


Для сохранения преемственности между различными этапами общего среднего образования, особенно между начальным и основным, в школе № 84 разработана система мероприятий. Составлен пакет диагностики различных сфер деятельности учащихся 4-х и 5-х классов, позволяющий получать объективные данные о зоне ближайшего развития каждого ученика и своевременно определять педагогическую стратегию в отношении отдельных учащихся и класса в целом.

Основные проблемы, связанные с преемственностью между начальной и основной школой, наиболее полно проявляются при введении внешней дифференциации по окончании начальной школы.

Этот период, крайне непростой в условиях традиционного подхода, при реализации дифференцированного обучения переносится учащимися очень сложно. На школьную дезадаптацию оказывает усиливающее воздействие факт смены классного коллектива. Также чрезвычайно сложным является выбор критериев, на основе которых можно провести педагогически и этически успешное разделение учащихся.

Внешнее проявление данной проблемы заключается в спаде качества знаний у учащихся. Однако, по результатам психолого-педагогического мониторинга, у 98% учащихся на выходе из начальной школы сформирована положительная мотивация к учебной деятельности, уровень тревожности у 99% учащихся – в пределах нормы, а значит, большая часть выпускников начальной школы имеют положительный потенциал для успешного обучения в 5-м классе.

Таким образом, особую роль приобретают психолого-педагогическое сопровождение, адаптация в основной школе – работа с учащимися 5-х классов в период формирования новых классных коллективов в условиях разноуровневого обучения.

Для решения выявленных проблем определены направления управленческой и методической деятельности:

– отработка механизма подбора учителей для конкретных классов; изучение психологических аспектов педагогики, методики;

– создание скорректированных программ для классов «нормы», обеспечивающих усвоение материала учащимися с невысокими учебными возможностями;

– организация работы с родителями;

– создание условий для развития «умения учиться»;

– отработка механизма внешней дифференциации учащихся в основной школе.

Целью является создание адаптационной развивающей учебно-воспитательной системы, обеспечивающей качество знаний при переходе учащихся из начальной школы в основную с учетом их индивидуальных особенностей.

Исходя из поставленной цели определены задачи начальной школы:

– формирование у младших школьников знаний об особенностях обучения в основной школе (реализуется через посещение учителями-предметниками занятий в начальной школе);

– развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся;

– формирование способов познания учащимся самого себя (изучение предмета «Психология» в 3, 4, 5-х классах);

– развитие позитивных межличностных отношений между учащимися.

Отработан механизм отбора учителей для конкретных дифференцированных классов и организовано изучение психологических аспектов педагогики. Для классов, где обучаются дети с ограниченной зоной ближайшего развития, корректируются программы по предметам для индивидуального освоения учебного материала.

Методическими объединения­ми учителей русского языка и математики совместно с учителями начальных классов выделены основные умения и навыки учащихся, что наиболее полно обеспечивает предметную преемственность. Составляется график совместного диагностирова­ния, который реализуется в течение года. Контрольные срезы анализируются в динамике, итоги обсуждаются на заседаниях ШМО.

В сентябре каждого года проводятся срезы, позво­ляющие выявить, какие разделы программы усвоены непрочно, и корректируется повторение. Организовано взаимопосещение уроков: педагоги среднего звена заранее знакомят­ся с детьми, с которыми им предстоит работать; используют в своей практике приемы учителей начальной школы, учитывают стиль взаимоотношений.

Таким образом, обеспечивается преемственность образования при переходе учащихся из начальной школы в основную.


Е.Н. Сульдина, Т.А. Лихачева, Н.А. Квитко, О.Е. Романченко


Преемственность ступеней образования в условиях гимназии


Классическая гимназия – вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на универсальное, гуманитарное образование, обеспечивающее подготовку к творческой и исследовательской деятельности в различных областях человеческой культуры.

В связи с этим строится организационно-содержательная модель классического гимназического образования: центр раннего (дошкольного) развития ребенка – прогимназия – гимназия – профильная гимназия.

Необходимо раннее развитие дошкольника для подготовки его к обучению в прогимназии, имеющей элементы классического образования. Целью центра является всестороннее развитие личности ребенка, его способностей, задатков, склонностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями – на основе образовательной системы «Школа – 2100». Содержание учебно-методического комплекта помогает простраивать целостность образовательного процесса и органично вводит ребенка в школьное образование. Программа реализуется через игру, групповые технологии, технологию проблемно-диалогического обучения.

В прогимназии продолжается освоение образовательной системы «Школа – 2100». На этой ступени обеспечивается освоение образовательных программ расширенного начального обучения. Начальное общее образование является базой для овладения гимназического стандарта в 5–9-х классах.

Управление процессом преемственности дошкольного и школьного образования осуществляется на четырех уровнях: уровень администрации – уровень учителя – уровень ученика – уровень родителей.

Центр раннего (дошкольного) развития ребенка действует в течение двух лет. Результаты его работы показывают, что у детей, не имеющих дошкольной подготовки, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения. Дети, которые прошли подготовку в Центре раннего (дошкольного) развития ребенка, лучше адаптированы к школьной жизни и показывают более высокие результаты.

В перспективе определяются принципы психолого-педагогических и организационных условий, обеспечивающие преемственность на возрастных ступенях обучения и сопровождения учащегося на протяжении всех лет обучения в гимназии.


С.Н. Малежик


Адаптивная школа как механизм преемственности

начального и основного общего образования


Выявлено, что главным фактором, способствующим снижению качества образования, являются недостаточная реализация принципа преемственности и несистемная деятельность педагогического коллектива по адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Для решения данной проблемы в программе развития образовательного учреждения как адаптивной школы выстроена педагогическая система непрерывного сопровождения учащихся и, прежде всего, на этапе начальная – основная школа.

В программе развития школы выявлены проблемы обучения 4–5-х классов:

– недостаточный уровень рефлексии педагогической деятельности;

– отсутствие четких представлений о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

– неэффективность психолого-педагогического сопровождения и соответственно недостаточное знание педагогами особенностей и возможностей учащихся данной возрастной группы;

– неотработанность связей в содержании, методах, формах организации обучения, а также в стиле взаимодействия учителя и учащихся.

Цель работы по преемственности образовательного процесса – создание условий для успешной адаптации выпускников начальной школы в 5-м классе, сохранение здоровья и повышение качества образования с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Направления деятельности:

– формирование у педагогов умений анализировать свою деятельность;

– определение цели и результатов образования на разных ступенях обучения;

– создание системы психолого-педагогического сопровождения;

– определение преемственных связей в содержании, в методах, формах организации обучения, в особенностях стиля взаимодействия учителя и учащихся.

Критериями успешности адаптации ребенка к обучению в 5-м классе являются: сохранение здоровья, качества знаний, мотивации к учению.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 4–5-х классов состоит из изучения индивидуальных особенностей учащихся 4-х классов, оценки их готовности к переходу в 5-й класс, изучения уровня адаптации учащихся 5-х классов – на основе диагностик интеллектуального развития, развития психических процессов, школьной мотивации, особенностей самооценки, уровня тревожности, уровня здоровья, особенностей межличностных отношений в классе.

Результаты доказывают эффективность программы адаптивной школы.

В 2003/2005 учебных годах в целом при низком уровне здоровья (только10% детей относительно здоровы) наблюдается стабилизация уровня здоровья по заболеваниям зрения, осанки, остро-респираторным заболеваниям.

Отмечается стабилизация уровня тревожности: в 2004/05 учебном году у 65% учащихся 5-х классов школьная тревожность находится на нормативно допустимом уровне, только у 33% учащихся в целом тревожность повышена.

В качестве перспектив выделены другие точки педагогического процесса, требующие специальной работы по реализации преемственности: дошкольное обучение – начальная школа; 9–10-е классы; 11-е классы – адаптация выпускников к социуму.

Т.А. Дивина, М.Р. Елистратова


Медико-психолого-педагогическое сопровождение

как механизм решения проблем преемственности

начального и основного общего образования


Средняя общеобразовательная школа № 118 в течение трех лет работает над реализацией задач адаптивной школы. Одним из важнейших условий успешности осуществления образовательного процесса является соблюдение преемственности на всех ступенях обучения.

Степень готовности детей к школе и состояние их здоровья снижаются с каждым годом. По данным медицинских исследований, в 2004/05 учебном году лишь 37% первоклассников школы были практически здоровыми. Поэтому сохранение и укрепление здоровья школьников, в первую очередь, на начальной ступени обучения – ведущая задача адаптивной школы. Ее решение возможно при осуществлении комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Не последнюю роль в решении этой задачи играет информированность учителей о состоянии здоровья школьников, об их готовности к решению образовательных задач данной ступени обучения. В школе построена система работы педагогического коллектива, медико-психолого-социальной службы и внешкольных учреждений, позволяющая своевременно выявлять уровень здоровья детей и вносить коррективы в образовательный процесс.

Диагностика детей, поступающих в 1-й класс, включает исследование психолога на определение уровня готовности к школе и сформированности базовых интеллектуальных умений. Результаты исследований служат основанием для формирования пропедевтической группы «Буковка». Будущему первокласснику важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание быть услышанным и понятым.

Результаты психологического исследования представляются на «входном» психолого-педагогическом консилиуме в 1-м классе, где определяется уровень готовности ребенка к решению образовательных задач младшей школы, разрабатываются рекомендации медработника, логопеда, психолога, социального педагога по работе с классом в целом и с учащимися, требующими индивидуального подхода. Повторный консилиум в 1-х классах позволяет получить информацию о динамике процесса развития школьников. По результатам консилиума могут быть даны рекомендации к обучению в классах педагогической поддержки: компенсирующего обучения или коррекционно-развивающего. Данная система сопровождает ребенка во 2–3-х классах.

В 4-м классе проводятся комплексное диагностическое исследование, административные контрольные работы для определения уровня сформированности ОУУН учащихся, а также владения специальными предметными знаниями и делается вывод о достижении образовательных стандартов каждым учеником в отдельности. В работе консилиума принимают участие учителя-предметники, привлекаемые к работе в этих классах в среднем звене.

Данные, полученные педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом, информация о наблюдениях учителя хранятся в паспорте класса, который ведется на протяжении четырех лет и передается на следующую ступень обучения. Здесь же хранятся сводные карты выполнения диагностических и контрольных работ по предметам за курс начальной школы. Наличие такого способа хранения информации дает возможность учителю определить конкретные задачи в зоне ближайшего развития каждого учащегося.

В результате системного подхода к сопровождению младших школьников наблюдается стабильное снижение уровня тревожности первоклассников – с 54% в 2001 году до 32% в 2004-м. Менее болезненным стал переход школьников в среднее звено. В 2004 году успеваемость в 5-х классах по сравнению с 4-ми снизилась на 17%, в то время как в 2001 году – на 39%. Диагностика свидетельствует о сохранении физического и морально-психического здоровья младших школьников при переходе в 5-й класс.

Системный подход к сопровождению школьников помогает решить проблемы преемственности обучения как в пределах одной возрастной группы, так и при переходе на следующую ступень обучения.


^ 3. Преемственность основного и среднего (полного) общего образования


В.М. Ушанева, Л.В. Ржаницына


3637563477496470.html
3637721835979689.html
3637881307807593.html
3637927339255776.html
3638007467418969.html