Первая. Снова заданный старый вопрос - страница 31

собственные  работы, должны будут  в  конце  концов  пропасть  при  переходе
человечества от этого цикла  к следующему.  По этому поводу см. Leo Strauss,
Thoughts on Machiavelli (Glencoe, I11.: Free Press 1958), рр. 298-299.
    151 Как утверждает Strauss, "трудность, подразумеваемая допущением, что
изобретения,   относящиеся   к  искусству   войны,  должны  поощряться,   --
единственная,  создающая  основу   макиавеллиевской   критики   классической
политической философии". Strauss, стр. 299.
    152  Альтернативным решением было  бы  заменить  международную  систему
государств мировым правительством,  которое могло  бы силой ввести мораторий
на  опасные технологии либо  поистине  глобальное  соглашение об ограничении
технологий.  Помимо  различных  причин, по  которым  такого трудно  было  бы
достичь даже в мире после катаклизма, проблема технических новшеств при этом
вовсе  не  обязательно  была бы решена. Научный  метод по-прежнему останется
доступным для криминальных групп, организаций национального освобождения или
других диссидентов, и поведет к международному соревнованию технологий.
    Глава 8. Бесконечное накопление
    153  О  Дойчере  (Deutcher)  и  других  авторах,   веривших  в  будущую
конвергенцию Запада  и Востока  на оснрве социализма,  см.  Alfred G. Meyer,
"Theories of  Convergence"  в  сб. под редакцией  Charles Johnson  Change in
Communist Systems  (Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1970),  рр.
321 ff.
    154  Термин  "высокое  массовое потребление" принадлежит  Уолту  Ростоу
(Walt  Rostow), в The  Stages of Economic Growth:  A  Non-Comunist Manifesto
[Cambridge: Cambridge University Press, 1960), "технотронная эра" -- Збигневу
Бжезинскому  (Zbigniew Brzezinski,  в Between Two  Ages:  America's  Role in
Technetronic  Era,  New  York: Viking  Press  1970),  а  "постиндустриальное
общество"  --  Дэниелу Беллу (Daniel  Bell);  см.  его работу "Notes  on the
Post-Industrial Society" I И  II, The Public  Interest  6--7 (Winter 1967a):
24--35  M  (Spring 1967b):  102-118,  и  его  описание  источника  концепции
"постиндустриального общества" в The Coming of Post-Industrial Society  (New
York: Basic Books, 1973), pp. 33--40.
    155 Bell (1967), p. 25.
    156 Цифра, приведенная  в Lucian W. Pye, "Political Science  and Crisis
ofAuthornarianism", American Political  Science  Review  84,  no.  1  (March
1990): 3-17.
    157  Даже  в этих старейших отраслях социалистическая экономика заметно
отстала от капиталистической в модернизации производственных процессов.
    158 Цифры приведены Hewlett, (1988), р. 192,
    159  Арона цитирует Jeremy Azrael, Managerial Power and Soviet Politics
(Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1966), p.  4. Azrael  на  ту же
тему также цитирует следующих  авторов: Otto Bauer, Isaac Deutscher, Herbert
Marcuse, Walt  Rpstow,  Zbigniew  Brzezinsky M  Adam Ulam. см.  также  Alien
Kassof, "The Future of Soviet Society" в сб. под ред. Kassof,  Prospects for
Soviet Society (New York: Council on Foreign Relations, 1968), p. 501.
    160 Обсуждение способов, которыми советская система приспосабливалась к
требованиям растущей  промышленной  зрелости,  см.  Richard Lowenthal,  "The
Ruling Party in a Mature Society"  в сб. под редакцией Maric G. Field Social
Consequences a/Modernization in Communist Societies (Baltimore: John Hopkins
University Press, 1976).
    161 Azrael (1966), pp. 173-180.
    162 По отношению к Китаю' это отметил Фридман в работе Edward Friedman,
"Modemization and  Democratization  in Leninist States: The  Case of  China,
Studies  in  Comparative  Communism  22,  nos.  2--3  (Summer-Autumn  1989):
261--264.
    ^ Глава 9. Победа видеомагнитофона
    163 Цитируется по Lucian W. Pye, Asian Power arid Politics:The Cultural
Dimension of Authority (Cambridge,  Mass.: Harvard University  Press, 1985),
p. 4.
    164 В. И. Ленин, "Империализм как высшая стадия капитализма. Популярный
очерк" // В.И. Ленин. Полное собр. соч. Т. 27. М., 1980. С. 299-426.
    165 Обзор этой литературы см. Ronald Chilcote, Theories of  comparative
Politics: The Search for a'Paradigm  (Boulder, Colo.: Westview Press, 1981);
James A. Capoiaso, "Dependence, Dependency and Power in the Global System: A
Structural  and  Begavior  Analysis,  International Organization  32 (1978):
13--43,  а  также  "Dependency  Theory: Continuities  and Discontinuities in
Development  Studies", International Organisation 34 (1980):  605--628  и J.
Samuel  Valenzuela  and  Arturo Valenzuela, "Modernization  and  Dependency:
alternative Perspectives in  the Study of Latin American  Underdevelopment",
Comparative Politics 10 (July 1978): 535-557.
    166 Выводы этого комитета излагались, в частности, в El Segundo Decenio
de las Naciones Unidas Para el Desarollo: Aspectas Basicos del la Estrageria
del Desarollo  de  America Latino  (Lima, Peru: ECLA,  14--23 April,  1969).
Работу Пребиша продолжали  такие  экономисты,  как  Osvaldo  Sunkel  И Celso
Furtado, а популяризировал в Северной Америке Andre Gunder Franh СМ. Osvaldo
Sunkel, "Big  Business and 'Dependenda'"; Foreign  Affairs 50 (April  1972):
517--531;  Celso Furtadd,  Economic Development  of Latin America:  A Survey
from Colonial Times to the-Cuban Revolution (Cambridge: Cambridge University
Press,  1970);  Andre  Gander  Frank,  Latin  America:  Underdevefopmeat  of
Revolution (NewYork:  Monthly Review  Press,  1969). В том  же  жанре  писал
Theotonio  DOS  Santos,  "The  Structure of Dependency",  American  Economic
Review 40 (May 1980): 231-236.
    167  О  Пребише см. Walt W.  Rostow, Theorists qf Economic  Growth from
David Hume  to the  Present (New  York:  Oxford University Press, 1990), pp.
403-407.
    168 Osvaldo  Sunkel и Pedro Paz, цитируется в Valenzuela Hnd Valenzuela
(1978.), p. 544.
    169 Это утверждение впервые было сделано относительно развития Германии
в девятнадцатом веке Торстенсий Вебленом (Thorsten Veblen) в работе Imperial
Germany and the Industrial  Revolution (New York: Viking Press,  1942).  См.
также Alexander Gershenkron, Economic Backwardness in Historical Perspective
(Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1962), p, 8.
    170 Некоторые последующие  теоретики  зависимости,  признавая,  что  на
самом деле в Латинской  Америке  обрабатывающая промышленность  развивается,
начинали отличать небольшой, изолированный "современный" сектор, связанный с
западными  транснациональными  корпорациями,  от традиционного сектора,  чьи
возможности развития подорваны первым. См. Tony Smith, "The Underdevelopment
of Development  Literature: The  Case of  Dependency Theory", World Politics
31,  no. 2 (July 1979): 247--285, а также "Requiem or  New Agenda for  Third
World  Studies?"  World  Politics 37  (July  1985):  532-561;  Peter  Evans,
Dependent  Development:  The  Alliance  of  Multinational,  State  and Local
Capital  in  Brazil  (Princeton,  N.J.:  Princeton  University Press, 1979);
Fernanda H. Cardoso  and Enzo Faletto,  Dependency and Development in  Latin
America  (Berkley:  University  of  California   Press,  1979)  и  Cardoso,.
"Dependent  Capitalist Development  in  Latin American,  New Left  Review 74
(July-August 1972): 83--95.
    171  Многие,  но  не  все.  Например, Фернандо  Кардозо  признавал, что
"предпринимателей,  по-видимому,  привлекает   "демократический  либерализм"
точно  так  же,  как  привлекает  прочих  действующих  лиц общества", и  что
"похоже,   что   существуют   структурные   элементы,   образовавшиеся   при
формировании массового индустриализованного общества, которые ведут к поиску
социальной  модели,  где гражданское  общество  ценится  выше  государства".
"Entrepreneurs  and the  Transition  Process: The  Brazilian Case"; в работе
O'Donnell and Schmitter (1986b), p. 140.
    172  В  Соединенных  Штатах  точка   зрения  теории  зависимости  стала
платформой для широкой атаки на теорию модернизации и ее претензии на звание
эмпирической  социальной   науки.   Говоря   словами  одного   из  критиков:
"господствующие  теории,  используемые  американскими социологами, никак  не
являются  универсально  верными, как  утверждают их  сторонники:  они весьма
конкретно связаны с весьма конкретными американскими интересами в  Латинской
Америке, а потому их куда  точнее было бы  назвать выражением идеологии, чем
твердой основой  научного знания".  Концепция, что  либо  политический, либо
экономический   либерализм  развитого  мира  должен  быть   конечной  точкой
исторического  развития,   подвергалась  нападкам  как  вид  "культурального
империализма", который  "навязывает  американскую--  или, шире, западную  --
культуру  другим  обществам..." См.  SusanneJ. Bodenheimer, "The Ideology of
Developmentalism: American Political  Science's Paradigm-Surrogate for Latin
American Studies", Berkley  Journal of Sociology 15 (1970): 95--137; Dean C.
Tipps,  "Modernization  Theory  and the  Comparative  Study  of  Society:  A
Critical Perspective", Comparative Studies of Society and History 15  (March
1973): 199--  226.  Целая  отрасль  возникла вокруг  усилий обратить  теорию
зависимости обратно  ради весьма тенденциозного прочтения истории, в котором
мир  шестнадцатого  века уже рассматривается  как капиталистическая "мировая
система",  разделенная  на  "центр"  и  эксплуатируемую  "периферию".  Такая
тенденция   представлена   в  работах   Иммануила   Валлерштейна   (Immanuel
Wallerstein), в том числе в The Modem World-Systems в  трех томах (New York:
Academic Press, 1974 H  1980). Критики, не полностью неблагожелательные, что
раскрывает их  взгляд на ход  истории,  -- Theda Skocpol, "Wallerstein World
Capitalist  System: A Theoretical and Historical Critique", American Journal
of Sociology  82  (March 1977): 1--75--1090; и Aristide Zolberg, "Origins of
the  Modern  World  System: A Missing Link", World Politics  (January 1981):
253-281.
    173 Это утверждение приводится в Руе (1985), стр,4.
    174 Цитируется там же. стр. 5.
    175 Там же.
    176  Цифры  взяты  из  "Taiwan and  Korea: Two  Path  to,  Prosperity",
Economist 316, no. 7663 (July 14, 1990); 19-22.
    177  Один  из  показателей  роста  широкого  и  образованного  среднего
класса--  регулярное чтение газет--акт,  который,  согласно  Гегелю, заменит
ежедневную молитву в обществах  среднего класса в конце истории, В настоящее
время  показатель  чтения  газет  на  Тайване  и  в  Корее  не  ниже,  чем в
Соединенных Штатах. Руе (1990а), р. 9.
    178  Там же. Тайвань в начале восьмидесятых имел наинизший "Коэффициент
Джини" (показатель равенства распределения доходов) среди всех развивающихся
стран.  См.  Gary S.  Fields,  "Employment, Income Distribution and Economic
Growth in  Seven Small Open  Economies",  Economic Journal 94 (March  1984);
74-83.
    179  О  других  попытках  защитить  теорию  зависимости  от   азиатской
очевидности  см.  Peter Evans, "Class, State and Dependence  in  East  Asia:
Lessons  for  Latin  Americanists",  И   Bruce  Cumings,  "The  Origins  and
Development  of the  Northeast Asian  Political Economy: Industrial Sectors,
Product Cycles and Political Consequenceso, обе работы в сб.  под  редакцией
Frederic  C.  Deyo, The Political  Economy  of  the  New Asian Industrialism
(Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1989), pp. 45-83, 203-226.
    180 О конкурентной природе успешных  секторов  японской  промышленности
см. Michael Porter, The  Competitive Advantage of  Nations (New  York:  Free
Press, 1990), pp. 117--122.
    181 Это утверждение высказано Лоренсом Гаррисоном (Lawrence Harrison) в
Underdevelopment Is a State  of Mind; The  Latin  American  Case (New  York:
Madison Books, 1985).
    182 Wemer Baer,  The Brazilian Economy: Growth  and  Development, third
edition (New York: Praeger, 1989), pp. 238--239.
    183 Цифра из исследования Барансона  приводится  в Wemer Baer,  "Import
Substitution  and  Industrialization  in  Latin  America:  Experiences   and
Interpretations",  Latin American Research  Review 7,  no. 1  (Spring 1972);
95--122. Многие ранее слаборазвитые  европейские и азиатские страны защищали
зарождающиеся отрасли промышленности, но не ясно, явилось ли это причиной их
раннего  экономического роста.  Как бы там  ни было, но в Латинской  Америке
импортозамещение проводилось без всякого разбора и продолжалось куда дольше,
чем это можно было бы оправдать защитой нарождающихся отраслей.
    184  По   этому  поводу   см.  Albert  0.  Hirschmari,   "The  Turn  to
Authorittrianism  in  Latin   America  and  the  Search   for  Its  Economic
Determinants" в  сб.  под. ред. David Collier, The New  Authoritarianism  in
Latin America (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1979), p. 85.
    185 Об общественном секторе в Бразилии см. Ваег (1989), рр. 238-273.
    186 Hemando de Soto, The  Other Path: The  Invisible  Revolution in the
Third World (New York: Harper and Row, 1989), p. 134.
    187 В предисловии к тому же, стр. XIV.
    188 Цитируется в Hirschman (1979), стр. 65.
    189 См. Sylvia  Nasar,  "Third  World  Embracing Reforms  to  Encourage
Economic Growth", New York Times (July 8, 1990), pp. A1, D3.
    ^ Глава 10. В стране культуры
    190 Ницше Ф. Соч. в двух томах. М. 1990. Т. 2. С. 85.
    191 Seymour  Martin  Lipset, "Some  Social  Requirements  of Democracy:
Economic  Development  and Political Legitimacy" American Political  Science
Review  53  (1959):69--105.  см.   также  главу  "Economic  Development  and
Democracy" B S.M. Lipset, Politicot Man: Where, How and Why  Democracy works
in  the  Modem  World.  (New York: Doubleday,  1960),  pp.  45-76;  Phillips
Cutright,  "National  Political  Development;  Its  Measurement  and  Social
Correlate",  American  Sociology  Review  28  (1963):253--264;  n  Deane  E.
Neubauer, "Some Condition of  Democracy", American  Political Science Review
61 (1967: 1002--1009.
    192   R.   Hudson   and  J.  R.  Lewis,  "Capital   Accumulation:   The
Industrialization  of  Southern  Europe?"  в  сб.  под  ред.Allan  Williams,
Southern Europe Transformed  (London:  Harper and  Row, 1984), pp.  182  См.
также Linz (1979), стр. 176. Эти темпы роста больше, чем за сравнимый период
у  шести  исходных  членов  ЕС  или  девяти  его  членов  после  прекращения
начального расширения сообщества.
    193  Johan F. Coverdale,  The Political Transformation of  Spain  after
Franco (New York: Praeger, 1979), p. 3.
    194 Linz (1979), p. 176.
    195 Coverdale (1979), p.l.
    196 "Taiwan and Korea: Two

Path to Prosperity", Economist 316, no. 7663
(July 14, 1990), p. 19.
    197 Pye (1990a), p.8
    198  Согласно  одному источнику, в то время пятую часть африкандерского
населения  можно было бы  назвать "белыми  бедняками" с таким  определением:
"лицо,  ставшее   настолько  зависимым  по  моральным,   экономическим   или
физическим причинам, что  не  может без посторонней помощи  найти  для  себя
средства к жизни..." Davenport (1987), р. 319.
    199 В 1936 году 41% африкандеров проживали в сельской местности; к 1977
году эта цифра  упала до 8%, при этом  27% остались "синими воротничками" --
рабочими, а 65% стали "белыми воротничками" -- менеджерами и  специалистами.
Цифры  взяты из  Hermann Gilomee  and Laurence  Schlemmer, From Apartheid to
Nation-Building (Johannesburg: Oxford University Press, 1990), р. 120.
    200  В начале  шестидесятых годов  Питер  Уаqлз указывал, что Советский
Союз начинает обучать технократов своей элиты на основе функциональных, а не
идеологических  критериев,  и  это   в  конце  концов   заставит  их  понять
иррациональность  и прочих аспектов  их Экономической системы. См. Political
Economy of Communism  (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1962), р.
329. Moshe Lewin указывал на колоссальную важность урбанизации и образования
как  базы  для  перестройки.  См. The  Gorbachev  Phenomenon:  A  Historical
Interpretation (Berkley, Calif.: University of California Press, 1987).
    201  Как  отмечалось  в  части  первой,  в  восьмидесятых годах  многие
африканские  страны, включая Ботсвану,  перешли К демократии,  и еще  многие
запланировали выборы органов власта на девяностые.
    202 Parsons (1964). рр. 355-356.
    203   Есть  и  такой  вариант  этого   функционального  аргумента,  что
либеральная демократия необходима для гарантии правильной работы рынка. Дело
а том, что  авторитарный  режим надзирает за рыночной экономикой и редко при
этом готов  не вмешиваться  -- у него постоянное  искушение  воспользоваться
властью   государства   в   интересах  роста,  справедливости,  национальной
безопасности  или  ради  других политических  целей, имя которым  легион.  И
только наличие политического "рынка", можно было бы сказать, предотвратит не
нужное   вмешательство   государства   в  экономику   благодаря  реакции   и
сопротивлению  немудрой  государственной  полигики. Такой  аргумент приводит
Марио Варгас Льоса уде Сото (1989), стр. ХVIII-ХIХ.
    204  Нечто  подобное  происходило  в Советском Союзе  в шестидесятых --
Семидесятых годах,  когда партия до некоторой степени  стала меньше рулевым,
направляющим  курс  экономического  развития  сверху,  и  больше  третейским
судьей,  посредником  между интересами  различных  секторов,  министерств  и
предприятий. Партия могла диктовать  на идеологической основе,  что сельское
хозяйство  должно быть коллективизировано,  а  министерства  -- работать  по
централизованному  плану,  но  идеология  мало  может  помочь  в  разрешении
конфликта, скажем, двух отраслей химической промышленности, конкурирующих за
инвестиционный ресурс. Утверждение, что советская партия, государство играла
роль   посредника  в  институциональных  интересах,  не  подразумевает,  что
существовала настоящая  демократия или что  партия  в других областях  жизни
общества не правила железной рукой.
    205 О  взглядах, возлагающих  вину за ущерб  природе на капитализм, см.
Marshal  Goldman,  The  Spoils  of Progress: Environmental  Pollution In the
Soviet  Union  (Cambridge,  Mass.:  MIT Press, 1972).  Обзоры  экологических
проблем  в  Советском  Союзе и  Восточной  Европе см. Joan  Debardleben, The
Environment and  Marxism-Leninism:  The  Soviet and East  German  Ezperience
(Boulder, Colo. Westview, 1985); и B. Komarov, The Destruction of Nature  in
the USSR (London: M.E. Sharpe, 1980).
    206  См. "Eastern Europe  Faces Vast  Environmental Blight", Washington
Post  (March 30,  1990),  р.  А1; "Czechoslovakia  Tackles  the Environment,
Government Says a Third of the Country is Ecologically Devastated" Christian
Science Monitor (June 21, 1990), р. 5.
    207 Рассуждения на эти темы см. Richard Lowenthal "The Ruling  Party in
a Mature Society" в Field (1976), р. 107.
    208  Эта точка зрения содержится во многих анализах в работах O'Donnel,
Schmitter,   Przewrski,   опубликованных   в    томах   transcription   from
Authoritarian Rule  под редакцией O'Donnel,  Schmitter (1986а, 1986b. 1986с,
1986d).
    209  Однако  в  этой  литературе  по  большей  части  обсуждается,  как
образование подготавливает людей к демократии и помогает ее консолидировать,
а  не  объясняется,  почему  образование   должно  предрасполагать  людей  к
демократии. См., например, Bryce (1531), рр, 70--79.
    210   В  развитых  странах   наверняка  можно   найти   полубезработных
обладателей  ученой  степени,  которые   зарабатывают   меньше  строительных
подрядчиков  с  дипломом  средней  школы,   но  в  целом  существует  тесная
корреляция между доходом и образованием.
    211  Это  утверждение  приводит  David   Apter   в   The   politics  of
Modernization (Chicago: University of Chicago Press, 1965).
    212 Это утверждение  принадлежит Хантингтону  (Huntington, 1968),  стр.
134--137.  Об экономических  последствиях  того,  что  американцы "рождаются
равными", см.  Louis  Hartz,  The Liberal Tradition in  America  (New  York;
Harcourt Brace, 1955).
    213  Исключением  из этого  обобщения  является  возникновение  большой
испаноязычной  популяции на  американском юго-западе, которая  отличается от
прежних   этнических   групп   размером   и   относительно   малой  степенью
лингвистической ассимиляции.
    214  Аналогичная ситуация существует в Советском Союзе; но здесь вместо
старых общественных классов,  оставшихся  от феодализма,  существует  "новый
класс"  Партийных  чиновников  и  номенклатурных  руководителей,  окруженных
привилегиями   и   властью.   Как   латифундисты   Латинской  Америки,  свою
традиционную власть они могут  использовать,  чтобы  исказить  электоральные
процессы в свою  пользу. Этот класс образует неодолимое препятствие на  пути
как капитализма, так и демократии, и, чтобы тот или другая могли возникнуть,
власть этого класса должна быть уничтожена.
    215  Диктатуры как  таковой  явно недостаточно,  чтобы провести в жизнь
эгалитарные  реформы.  Фердинанд  Маркое  использовал власть государства для
награждения своих личных  друзей,  бередя тем самым  существующее социальное
неравенство.  Но  модернизирующая   диктатура,  направленная  на  достижение
экономической   эффективности,   в  теории   могла  бы  выполнить   глубокие

3617076498632123.html
3617233261351204.html
3617347479537614.html
3617457921281459.html
3617700292309648.html